Что такое лекотека

Слово «лекотека» произошло от шведского «leсo», что значит «игрушка», и греческого «theke» — «собрание», «коллекция». Первая лекотека была основана в 1963 году в университетской клинике Стокгольма по инициативе родителей и педагогов с целью смягчить психотравмирующее воздействие госпитализации на детей при помощи игры. Первая американская лекотека была открыта в 1980 году, сейчас в США развита сеть лекотек для детей с проблемами в развитии и их семей. Лекотеки облегчают детям с инвалидностью вхождение в социум, помогают им адаптироваться быстрее и легче к семейной и общественной жизни. В лекотеках США предполагается вовлечение в игровую деятельность всех желающих членов семьи.

В Санкт-Петербурге и Москве лекотеки активно вошли в сферу услуг, поддерживающих детей с проблемами в развитии. По определению А.М.Казьмина, профессора, заведующего кафедрой клинической психологии раннего детства Московского городского психолого-педагогического университета,— это структурно-функциональная единица, которая может осуществлять свою деятельность как автономно, так и в составе образовательных учреждений: дошкольных; образовательных учреждений для детей, нуждающихся и психолого-педагогической и медико-социальной помощи; учреждений специального образования; детских домов и интернатов; домов ребёнка; реабилитационных центров и других организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (от 2 месяцев до 11 лет) и особыми образовательными потребностями. Если в первоначальном варианте модели «Российской лекотеки» (2000г.) акцент ставился на игровых и технических средствах, важных для развития ребёнка, то сегодня лекотека в России рассматривается как служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

Лекотеки Новосибирской области — это службы психологического сопровождения и специальной педагогической помощи детям и родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития, с использованием игротерапевтических приёмов. Лекотеки работают в структуре комплексных или территориальных центров социального обслуживания населения.

Основные функции этих служб:

  • психолого-педагогическая поддержка ребёнка и его семьи;
  • обучение родителей эффективным способам общения с ребёнком, методам его воспитания и развития;
  • коррекция родительско-детского взаимодействия;
  • психокоррекция и психопрофилактика нарушений в развитии;
  • формирование предпосылок к учебной деятельности в игровой форме.

Специалисты лекотек уверены, что взрослые, воспитывающие ребёнка с особыми нуждами, должны воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей раннего возраста. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны быть готовы обыграть любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и адекватными возможностям ребёнка.

Задачи, которые стоят перед специалистами лекотек:

  • подбор адекватных средств общения с ребёнком;
  • выявление уровня актуального развития детей;
  • развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения детей со сложностями в адаптации;
  • улучшение сенсорного восприятия, двигательно-моторного развития, аффективной сферы и регуляторных способностей;
  • формирование предпосылок для обучения ребёнка в дошкольном образовательном пространстве;
  • формирование зоны ближайшего развития ребёнка с учётом индивидуальных потребностей;
  • вовлечение семьи в процесс развития ребёнка, поиск ресурсных возможностей внутри семьи;
  • помощь семье в адаптации к инвалидности ребёнка и преодоление психологических проблем, связанных с этим.