Работа Лекотечного сообщества в сентябре 2014 года

          

29 сентября 2014 года состоялась супервизия в МБУ г. Новосибирска «КЦСОН» Калининского района.

Цель супервизии: выявить уровень профессионализма и командного взаимодействия в процессе игрового сеанса.

Команда специалистов (психолог, педагог-дефектолог) представили игровой терапевтический сеанс с ребёнком раннего возраста (2 года 10 месяцев) с основным диагнозом расстройство аутистического спектра, гиперактивность.

Ход игрового терапевтического сеанса. Приветствие – установление положительного эмоционального контакта ребёнка и родителя с педагогами. Игра с колокольчиком, мячом, бубном – формирование умения ждать своей очереди, формирование умения выполнять простое действие по подражанию. Игры на соотнесение цветов – формирование умения соотносить цвета по принципу «дай такой же», «одинаковый»; затем отрабатываются представления сначала о величине – большой, маленький, средний, затем форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Сортировка предметов по одному признаку, по форме «шарик, кубик», формирование умения слушать простую инструкцию взрослого и выполнять её («Дай мне шарик, дай мне кубик»). Формирование умения осуществлять выбор заданного предмета из 2-3-5 предметов, а затем из картинок. Игра «Пирамидка» - формирование умения надевать колечки по подражанию, по очереди: «смотри, как Лена надевает колечки, а ты??? Теперь твоя очередь! Теперь ты!», формирование умения надевать кольца без учёта величины колец. Сенсорные игры с водой, направленные на снятие психоэмоционального и моторного перевозбуждения (игры: «Раскрашиваем воду», «Плыви кораблик», Игра «Море»). Упражнения на расслабление в тёмной сенсорной комнате, мальчик внимательно смотрит на рыбок в колбе, следит за их движением. Ритуал прощания в конце игрового сеанса, упражнение «Свечка».

Во время игрового сеанса педагоги учитывают индивидуальные особенности развития ребёнка дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, предъявляют различный материал, направленный на формирование познавательных, речевых, моторных навыков. Следуют за интересами ребёнка, работа проводится в игровой комнате, в тёмной и светлой сенсорной комнате. В конце игрового взаимодействия озвучивают папе достижения и успехи ребёнка во время дидактических и сенсорных игр, выдают ряд рекомендаций на закрепление навыков, способствующих развитию внимания ребёнка и его волевой регуляции.

29 сентября 2014 года состоялась супервизия в МБУ г. Новосибирска «КЦСОН» Дзержинского района.

Цель супервизии: выявить уровень профессионализма и командного взаимодействия во время проведения терапевтического игрового сеанса.

Команда специалистов (педагог-дефектолог, логопед, психолог) провели игровой терапевтический сеанс с ребёнком, имеющим РАС, в возрасте 4 года 9 месяцев.

Ход терапевтического игрового сеанса:

Девочка входит в игровую комнату вместе с мамой, обращает внимание на стол с игрушками, подходит к нему выбирает яркий сенсорный дидактический коврик, тянет его в рот. К взаимодействию подключается специалист, они вместе исследуют поверхность коврика посредством тактильно-двигательного восприятия. Девочка выполняет действия 1-2 минуты, методом «рука в руке», на педагога не обращает внимания, несколько раз посмотрела на коврик. Затем они переключаются на игру с воздушным шариком, девочка тянет его в рот, пытается схватить зубами, потом бросает его на пол. Педагог проводит игру: «Арина, лови шарик», кидает ей. Девочка быстро теряет интерес, кидает шарик, пытается прыгать за шариком, толкать его ногой.

Логопед обращает внимание ребёнка на альбом с картинками, к журналу, девочка не проявляет интереса. Затем специалист проводит игру с мягкими кубиками «Мякиши»: «Давай построим башню!», строит высокую башню из кубиков, предлагает ребёнку её сломать: «Бах! Упала башня!». Девочка проявила интерес к данному виду деятельности, включилась в игровое взаимодействие с педагогом, несколько раз ломала башню.

После выполнения некоторых игр девочка стала капризничать, кричать и плакать, несколько раз пыталась укусить маму. Понимает запрет: «Нет, нельзя!», но пытается сделать это ещё раз. В беседе со специалистами мама отмечает такое поведение как переутомление и реакцию на отмену лекарственных препаратов.

Выводы. По результатам игротерапевтического сеанса у девочки отмечается низкая познавательная активность, все предметы, игрушки обследует через рот, на контакт с педагогами идёт не охотно, в игровое взаимодействие включается на несколько секунд, самостоятельно делает выбор активности (игра с черепашкой). Выполняет простые инструкции педагога, также выполняет простые действия по подражанию: «Давай сломаем башню, вот так – бах!».