Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Раннее развитие ребёнка – популярная тема для обсуждения на всевозможных форумах, поскольку любому родителю хочется, чтобы его ребёнок активно развивался, ведь чем раньше начнутся занятия с ребёнком, тем скорее он приобретёт полезные навыки и возможности. Литература по психологии традиционно разделяет раннее психическое развитие малыша на три типа по степени адекватности возрастным особенностям ребёнка:

Преждевременное. Приведём простейший пример: новорождённого нельзя научить сидеть, стоять и тем более ходить. В целом же при преждевременном развитии ребёнок не способен воспринять информацию по причине психологического и физического «несовершенства».

Позднее. Не секрет, что в детском возрасте имеются так называемые сенситивные периоды развития, когда ребёнок наилучшим образом воспринимает определённую информацию: зрительную, речевую и т.д. В случае запоздавшего развития процесс усвоения навыков и знаний становится менее продуктивным.

Своевременное. Это традиционный вариант развития детей, при котором выдаваемая информация максимально соответствует их возрастным и психологическим особенностям.

Последний вариант многим кажется самым адекватным и правильным. Развитие детей раннего возраста подразумевает создание условий, которые бы способствовали максимально эффективному усвоению навыков и знаний.

 

Под условиями понимают:

  • организацию развивающей среды – наполнение уголков различными предметами и игровыми пособиями, которые расширяют двигательную активность, развивают сенсорику, зрение и слух детей и т.д.;
  • знакомство малыша с музыкальными, художественными и литературными произведениями;
  • активизацию общения с ребёнком как со стороны мамы, так и со стороны других членов семьи. Это означает стимулирование детской речи, проговаривание своих действий взрослыми;
  • приобретение или изготовление специальных обучающих материалов, пособий.

 

Идеальной развивающей программы, учитывающей все стороны детской личности, попросту не существует. Каждый ребёнок – яркая индивидуальность, поэтому то, что подойдёт одному, окажется ненужным другому. Не забывайте об естественных нуждах малыша. Какие методики раннего развития пользуются популярностью на сегодняшний день?

 

 

Методика Марии Монтессори

 

Главный принцип этой всемирно популярной образовательной системы состоит в том, чтобы помогать ребёнку проявлять навыки самостоятельности при обучении в специально созданных для этого условиях. Обучающая программа, берёт за основу индивидуальный подход к личности ребёнка уже с момента его рождения. Это необходимо для раскрытия имеющихся у каждого малыша задатков и интеллектуального потенциала. Методика включает 3 основные части: ребёнок, педагог и организованная среда. Центральную область занимает малыш, вокруг которого создаётся особая среда, предполагающая самостоятельное изучение. Педагог лишь помогает детям, не вмешиваясь особо в естественный ход развития. Основное положение программы – наблюдение за ребёнком, за исключением тех ситуаций, когда малышу будет необходима поддержка или помощь. Предоставленная ребёнку свобода, под наблюдением взрослого, воспитывает в нём самодисциплину.

Развивающая среда – это главный элемент, без которого данная методика функционировать не будет. Вся мебель и оборудование развивающей среды должны быть подобраны строго соответствуя возрасту, росту и пропорциям малыша. Учебные пособия располагаются на уровне глаз малыша, для того, чтобы он имел возможность пользоваться ими без помощи взрослого. 

Помещение для занятий необходимо зонировать. Выделяют такие зоны, как:

  • практическая;
  • сенсорная;
  • математическая;
  • речевая;
  • зона космоса;
  • зона для гимнастических упражнений.

 

Выделенную территорию заполняют различными дидактическими материалами, которые соответствуют возрасту ребёнка: книги, сортёры, пирамидки, ёмкости, щётки и совочки и пр. Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм, при котором получение знаний ими будет наиболее эффективно. Они могут сами определять, сколько им потребуется времени для занятия, какой материал использовать в обучении.

Если возникает потребность изменить окружающую обстановку, ребёнок вполне может это сделать. Задача взрослого при этом использовать все доступные средства для развития самостоятельности, способствовать развитию чувственного восприятия ребёнка, особое внимание уделяя осязанию. Взрослый должен с уважением относиться к выбору ребёнка, создать для него среду, в которой малышу будет комфортно развиваться. Методика Монтессори не допускает наставлений, поощрений, наказаний и принуждений.

 

Практическая

По-другому её называют зоной для практических упражнений в повседневности. С помощью материалов этой зоны дети приучаются к жизни в домашних условиях, в обществе. У них формируются навыки практической жизни.

 

С помощью материалов для упражнений из этой зоны дети учатся:

  • ухаживать за собой (учатся одеваться, раздеваться, готовить);
  • заботиться обо всем, что находится рядом (ухаживать за растительным и животным миром, прибираться);
  •  

В практической зоне используются следующие материалы:

  • бизиборды (рамки из дерева, на которых расположены разнообразные застёжки: пуговички разных размеров, кнопки, бантики, шнуровки и шнурки для наматывания на крепления, липучки, ремешки);
  • сосуды для переливания воды;
  • комнатные растения;
  • совочки;
  • лейки;
  • скатерти.

 

Пособий для практикования в повседневной жизни множество. Самое важное, чтобы своими размерами, видом, цветовым сочетанием, удобностью для использования они соответствовали потребностям детей.

 

Сенсорная

Здесь используются материалы, которые способствуют сенсорному развитию ребёнка. С помощью этих материалов у ребёнка также развивается мелкая моторика.

 

Здесь используются следующие виды материалов:

  • цветные таблички учат различать цвет;
  • шершавые таблички, разные виды тканей, клавишная доска, доска для ощупывания – тактильная восприимчивость;
  • звонки, шумовые цилиндры – развивают слух;
  • сенсорные мешочки, геометрические тела, сортёры, геометрический комод, биологический комод, конструктивные треугольники – способствуют умению малыша различать и называть формы предметов, в том числе и на ощупь;
  • тяжёлые таблички – учат различать вес;
  • коробочки с запахами нужны для развития обоняния;
  • вкусовые баночки для различения вкусовых свойств;
  • тёплые кувшины – восприятие температурных различий.
  • каждый материал развивает только какой-то один из органов чувств, что даёт ребёнку возможность сосредоточить внимание именно на нем, изолируя другие.

Математическая

Математическая и сенсорная зоны тесно взаимосвязаны между собой. Когда ребёнок сравнивает предметы между собой, измеряет их, упорядочивает, то он уже изучает математические понятия. Здесь предлагается работа с конкретным материалом, что делает усвоение математики ребёнком значительно проще.

 

Здесь используются:

  • числовые штанги, цифры, изготовленные из шершавой бумаги, веретена, цифры и кружки – нужны для знакомства с числами от 0 до 10;
  • золотой материал из бусин, числовой материал, комбинирование этих материалов знакомят детей с десятичной системой;
  • цепочки из различного количества бусин дают представление о линейных числах;
  • марки, таблицы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление), игра в точки помогают познакомиться с математическими действиями;
  • геометрический комод, конструктивные треугольники – познакомят малыша с основами геометрии.

 

Языковая

Эта зона тоже имеет тесную взаимосвязь с сенсорной. Материалы, используемые в зоне для сенсорного развития, способствуют развитию речи ребёнка. Цилиндры, сортёры, ткани способствуют развитию мелкой моторики, которая оказывает огромное влияние на развитие речи. Звоночки и шумящие коробочки отлично развивают слух. Биологические карты, геометрические фигуры способствуют различению формы. В арсенале может быть множество вариантов игр для развития речи (игры на запоминание и узнавание предметов, игры-поручения, описания, рассказы и многое другое).

 

Зона космоса

Зона космоса в педагогике Монтессори – это зона, где дети получают знания об окружающей их действительности. Самое главное, что следует учитывать, это построение занятия от определённых конкретных действий к абстрактным. Часто детям предлагается наглядность с каким-либо явлением и возможность самому прийти к выводам.

 

В этой зоне можно увидеть:

  • разнообразную литературу для поиска необходимой информации;
  • солнечную систему, континенты, ландшафты, природные зоны – способствуют развитию географических представлений;
  • классификация животных, среда их обитания дают понятие о зоологии;
  • классификация растений, среда обитания – знакомят с ботаникой;
  • линии времени, календари – формируют представление о истории;
  • различные материалы для проведения экспериментов, четыре стихии – знакомят с наукой.

 

Для гимнастических упражнений

Место для этой зоны может выделяться далеко не всегда. Часто это пространство между выстроенными по периметру столами. В этой зоне организуются спортивно-оздоровительные мероприятия для малышей с элементами аэробики, упражнениями с фитболом, палкой. Включает в себя подвижные игры, ходьбу, бег.

 

 

 

Методика Николая Зайцева

 

Основной обучающий материал — это информационное поле, которое фиксируется в виде таблиц и размещается на видном месте перед глазами ребёнка. Методика Николая Зайцева рассчитана не только на индивидуальное обучение, но и на групповые занятия и включает в себя обучение детей всем основным базовым навыкам, таким как чтение, письмо, основы арифметики и математики, иностранные языки. Дидактические приёмы рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Интерактивные формы обучения предполагают быстрое раскрытие потенциала каждого ребёнка как при групповом, так и при индивидуальном занятии, что помогает педагогу или воспитателю отследить скорость восприятия детьми информации и выяснить, кто из них нуждается в более пристальном внимании со стороны педагога.

Наиболее популярная из методических разработок Н. А. Зайцева — это развивающие кубики. Уже более 20 лет эта находка пользуется успехом как в детских садах, школах и развивающих центрах, так и у родителей, которые занимаются с ребёнком своими силами. Кубики — это знакомый каждому малышу с детства привычный материал. Дети, как правило, воспринимают его с удовольствием и в качестве развивающего пособия. Используются кубики для обучения ребёнка чтению. Принцип обучения — чтение не по буквам или слогам в том их качестве, в котором они представлены в научной русской грамматике, а по «складам». В основе деления на склады — звучание живой разговорной речи, хорошо знакомой ребёнку. К примеру, буквосочетания делятся на те, из которых легко составлять слова — «гу», «бу», «ме», «сы», «н», «дь». Из них ребёнок легко и непринуждённо может составлять слова по аналогии с реальным слогоделением по звучанию — «ме-дь», «бу-сы» и т.д. Обучение при помощи кубиков реализует также один из основополагающих принципов всей обучающей деятельности исследователя, а именно конкретно-образный материал (игрушка).

Как уже упоминалось выше, основной принцип в методике Зайцева при обучении чтению — это принцип чтения по складам, сочетаниям звуков, максимально адаптированным к речи. Самый яркий положительный эффект этой методики заключается в её скорости. Обучение проходит в игровой форме, благодаря чему малыш не испытывает усталости от получаемой информации — она воспринимается органично, в процессе игры, а не представляется ребёнку навязанной извне. Для самых маленьких у кубиков Н. Зайцева учтён ещё и слуховой аспект восприятия. Кубики наполнены разным по звуку материалом и по звучанию делятся на «железные», «деревянные» или, к примеру, «золотые».

 

Методика Домана

Основные положения, на которые опирается методика:

  • Мозг человека растёт и развивается, только находясь постоянно в работе.
  • Для достижения больших успехов в развитии интеллекта малыша нужно чтобы его мозг активно работал с рождения до 3 лет.
  • Физическое развитие играет немаловажную роль в созревании мозга и двигательного интеллекта.
  • До достижения ребёнком 5 лет его мозг сам настроен на получение новых знаний, не возникает потребности дополнительно мотивировать ребёнка к этому.

 

Принципы обучения по Доману

  • К процессу обучения необходимо приступать насколько возможно раньше, ведь чем дитя младше, тем проще ему будет научиться.
  • Не забывайте похвалить малыша и искренне порадоваться его успехам.
  • Ребёнок – это тоже личность, к которой необходимо проявлять уважение и доверие.
  • Обучение должно проводиться с удовольствием.
  • Обучение должно проходить в соответствующей обстановке.
  • Занятие должно заканчиваться раньше, чем ребёнку надоест или станет скучно.
  • Новую информацию для обучения нужно предоставлять очень часто.
  • Регулярность, последовательность и организованность занятий очень важны.
  • Не нужно проверять то, как малыш усвоил информацию.
  • Требуется тщательная подготовка к занятиям, делать все нужно заранее.
  • Немедленно прекращайте занятие, если вдруг малышу или вам стало скучно.
  • Процесс обучения всегда должен проходить в виде игры, терпеливо и без принуждения.

 

Суть методики Домана

Применяются карточки с крупными реальными картинками и подписью на них. С их помощью малыш легче усваивает новую информацию, получает нужную нагрузку для развития мозга. Вы можете купить готовые комплекты карточек, найти их в интернете и распечатать на цветном принтере или сделать самостоятельно. Все карточки должны иметь белый фон, на каждой – только одна картинка. Подпись пишется снизу крупными буквами красного цвета. Как можно чаще предлагайте ребёнку новую, интересующую его информацию. Если этого не делать, то ребёнку очень быстро эти занятия станут не интересными. В начале занятий вам потребуется 5 карточек одной тематической линии. Каждая карточка показывается малышу в течение 5-10 секунд, громко и чётко читается название под ней. Примерно через три занятия, вы можете начинать заменять карточки по одной из набора. Показывать ребёнку один набор можно только один раз за занятие. Заниматься нужно не менее 3 раз в день. Всего у вас получится не менее 15 показов карточек за день. Чему бы вы не обучали ребёнка, не ждите мгновенного результата. Вы увидите результаты тогда, когда ребёнок будет готов вам их продемонстрировать. Будьте уверены: кроха всё слышит и запоминает, занимаясь с ним, вы не проводите время впустую.

Глядя на слова, которые написаны, ребёнок не осознает их смысл. Если же ему вместе с показом слова озвучивать его, то сработает механическое запоминание, мозг малыша уяснит полученную информацию, связав её воедино. Именно этим способом малыш начинает понимать законы чтения, точно так же как это происходило с развитием устной речи.

Глен Доман уверен, что начинать обучение чтению подобным образом можно уже полугодовалого кроху. Для работы потребуются карточки с наборами слов. Их размер должен быть 10х50 см, текст ярко-красного цвета, шрифт 1,5 см по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 см. Не знакомьте ребёнка со сложными словами в самом начале обучения. Постарайтесь подобрать такие слова, которые ребёнок хорошо знает (мама, папа, дед, можно использовать названия предпочитаемых блюд, одежды, домашних любимцев).

 

Постарайтесь придерживаться следующей схемы обучения:

  • Набор слов – это группа из 5 слов, объединённых одной темой.
  • Заниматься необходимо по три раза ежедневно.
  • День первый. Продемонстрируйте ребёнку один набор слов. Озвучивайте слова чётким, ровным голосом. На каждое слово нужно тратить не более 15 секунд. Получается 3 занятий с одним набором слов.
  • День второй. К уже показанному набору слов, добавьте ещё один. Получим 6 занятий в день (3 с изученным ранее набором слов, 3 с новым) и два набора слов.
  • День третий. Три набора слов и девять занятий.
  • День четвёртый. Четыре набора слов и 12 занятий.
  • День пятый. Пять наборов слов и 15 занятий в течение дня.
  • День шестой. Вы добавляете ещё один набор слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих наборов исключаете по одному слову.
  • Придерживаясь такой схемы, вы постоянно будете заменять наборы слов, добавляя каждый раз новое. Сначала демонстрируйте слова, затем словосочетания, а далее можете попробовать демонстрировать целые предложения.

 

Методика Глена Домана может очень помочь родителям в развитии детей. Однако необходимо учитывать возрастные возможности вашего малыша, подходить к занятиям грамотно, следить за состоянием здоровья ребёнка, учитывать его индивидуальные возможности. Нельзя заставлять ребенка заниматься. Лучше всего проводить комплексные занятия в игровой форме и не забывать хвалить и поощрять за каждое, пусть даже маленькое достижение.

 

Методика Никитиных

Никитин разработал целый ряд развивающих игр для детей любого возраста. Никакая определённая программа обучения ребёнку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестёр, но затем ребёнок может заниматься уже самостоятельно. Так, естественно, кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребёнок не может справиться с заданием, нужно вернуться к лёгким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что ребёнок достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше её на время отложить. Такая методика позволяет ребёнку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведёт к развитию его творческих способностей.

 

Особенности:

Главное отличие — это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи. Игры учат детей, переходя от простых к более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели. Каждая игра — это набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному.  А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребёнку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности. Используя в занятиях с ребёнком Никитинские развивающие игры, следует придерживаться определённых принципов:

 

  1. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребёнок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, ещё не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  2. Решение задачи предстаёт перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребёнку самому проверять точность выполнения задачи.
  3. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть, заниматься творческой деятельностью.

Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно. Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется – «Интеллектуальные игры». Вот лишь несколько примеров самых популярных из них.

 

Рамки и вкладыши

Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковёр, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий – пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно ребёнок познакомится со всеми 16-ю фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребёнок подрастёт, можно усложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом – по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученное изображение, рисовать фигурки на счёт (три кружка, два квадратика), создавать сюжетные рисунки (ёлочку из трёх равнобедренных треугольников).

 

Сложи узор

Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см., где каждая грань имеет определённую окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (её наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. В начале (особенно с самыми маленькими) нужно просто сесть рядышком с ребёнком и вместе рассмотреть кубики: «Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это – жёлтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давай возьмём зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка стала разноцветной: синий, жёлтый, синий, жёлтый». Игра не должна надоедать ребёнку. И ещё: её, как и любую другую, желательно хранить в таком месте, чтобы малыш видел, но сам достать не мог. Когда у крохи возникнет желание поиграть, он может сказать или показать на коробку, если разговаривать ещё не умеет. Эти кубики способствуют «развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать».

 

Сложи квадрат

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка, поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра для детей от двух лет. Она имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей 2 лет и младше надо оставить 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и – разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь можно начинать игру с ребёнком. Детали нужно либо разложить по кучкам (в каждой – части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Дальше ребёнку предоставляется возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдёт на более сложный. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.

 

Рекомендации по развитию орально-моторных навыков и навыков артикуляции

 

Контрастное умывание

Попеременно умывать горячей и холодной водой нижнюю часть лица.  Зачерпнуть горсть горячей воды и умыть лицо, затем холодной.  Повторять несколько раз, заканчивая процедуру холодной водой. Осторожно! Прежде чем начать, обязательно попробуйте температуру горячей воды, чтобы не обжечь ребёнка.

Развитие навыков подвижности языка

Чтобы развивать верхний подъём языка, а также для растяжения нижней (подъязычной) уздечки нужно облизывать верхнюю губу. Намажьте чем-нибудь вкусным (мёдом, сгущённым молоком) верхнюю губу малыша и  предложите её облизать. Можно делать это перед зеркалом. Если ребёнок не давится твёрдыми кусочками пищи, можно подкладывать маленькие кусочки пищи (например, скатанные шарики из хлеба или изюминки) за правую или левую щеку, за верхнюю или нижнюю губу между губой и десной, для того чтобы ребёнок с помощью движений языка, а также губ и щёк, попытался вытащить этот кусочек. Можете показать, как это делаете Вы, чтобы ребёнку было понятнее, и он старался повторять движения за вами. Чтобы развивать силу и подъем языка можно прилепить на верхнее небо за передние зубы маленький кусочек шкурки от яблока или сливы. Пусть ребёнок попытается отлепить его языком. Если Вы сталкивались с подобных ситуаций в жизни, то знаете, что это бывает сделать достаточно трудно, поэтому не забудьте избавить ребёнка от такого «тренажёра» через некоторое время, чтобы это не раздражало его слишком долго. Для развития силы и координации кончика языка можно предложить ребёнку вылизывать из глубокой ложки (такого типа, как используют для раскладывания мороженого) какую-нибудь вязкую массу (плавленый сырок, варёную сгущёнку, арахисовое масло и т.д.)

Развитие движений губ

Учите ребёнка пить из трубочки. Самый простой способ начинать с соками в картонных коробках с тоненькой короткой трубочкой. Вы можете надавить на коробку, чтобы сок начал поступать в трубочку и ребёнку оставалось бы только его проглотить. Если малыш уже умеет пить из трубочки, можно предлагать различные варианты таких трубочек для коктейля. Они могут различаться длиной, могут быть тоненькие и толстые, мягкие и жёсткие. В зависимости от трубочки, ребёнок по-разному должен смыкать губы вокруг неё. Кроме того, может различаться и консистенция жидкости, которую можно предлагать пить. Жидкие соки, воду и молоко пить через трубочку гораздо легче, чем кисель. Можно предложить ребёнку и такую задачу потруднее, только если Вы будете предлагать ребёнку тягучие и густые жидкости, трубочку нужно брать соответственно короче и толще по диаметру.

Учите ребёнка по подражанию делать различные движения губами: растянуть губы в улыбке, при этом плотно сжимая губы; растянуть губы в улыбке и показать зубы; вытянуть губы в трубочку, широко открыть рот. Такие упражнения тоже лучше делать перед зеркалом, чтобы малыш видел не только движения взрослого, но и свои собственные.

Развитие движения челюсти

Челюсть принимает активное участие в процессе жевания, однако, от движения челюсти зависит также и качество артикуляции. Учите ребёнка жевать различную по текстуре пищу. Здесь нужно разводить разные задачи – накормить ребёнка и дать возможность попробовать пожевать что-либо в качестве инструмента для развития навыков жевания и движения челюстью. Не бойтесь использовать «яркие» на вкус продукты – солёные, кислые, сладкие, а иногда может быть и горькие. Яркие вкусовые раздражители вызывают непроизвольное желание облизать, проглотить и т.д.

Чтобы научить ребёнка жевать, используйте жёсткие, но в то же время вязкие, продукты, которые вы можете держать в руке, когда ребёнок их жуёт. Например, это могут быть нарезанные длинной соломкой кусочки сыра, сырокопчёного мяса, недоваренной морковки, стеблями щавеля. Передвигайте такие ломтики во рту у ребёнка, чтобы стимулировать вертикальные, горизонтальные и круговые движения нижней челюсти. Не бойтесь экспериментировать с различными продуктами, некоторые дети отдают предпочтения самым неожиданным вкусам и продуктам.

 

Заповеди для родителей

 

  • Дети учатся тому, что их окружает.
  • Если вы постоянно будете критиковать ребёнка – он научится осуждать.
  • Дети, которых часто хвалят, учатся оценивать.
  • Демонстрируя малышу враждебный настрой, вы учите его драться.
  • Ребёнок научится быть справедливым, если вы будете с ним честны.
  • Высмеивая ребёнка, вы воспитываете в нем робость.
  • Ребёнок научиться верить, если будет жить с чувством безопасности.
  • Ребёнок будет постоянно испытывать чувство вины, если вы его будете позорить.
  • Одобрение учит малыша хорошему к себе отношению.
  • Снисхождение научит ребёнка быть терпеливым.
  • Часто подбадривая ребёнка, вы поможете ему приобрести уверенность в себе и своих силах.
  • Никогда нельзя говорить о малыше плохо, ни в его присутствии, ни в его отсутствии.
  • Чтобы для плохого не осталось места, сосредоточьтесь на воспитании в нём хорошего.
  • Всегда слушайте ребёнка, который к вам обратился, и отвечайте на его вопросы.
  • Имейте уважение к малышу, допустившему ошибку, позвольте ему её исправить.
  • Помогайте ребёнку в поиске, если ему это необходимо, и будьте незаметными, если ребёнок уже все нашёл.
  • Для помощи ребёнку освоить новое используйте заботу, сдержанность, тишину и любовь.
  • Обращайтесь к ребёнку только в хорошей манере, отдавайте ему то лучшее, что у вас имеется.

 

Литература:

 

1. Гапонюк П. Н. Развитие современного образования как модели опережающего типа. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 4.С.3-8.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. 478 с.

3. Миняева Е. В. Использование новейших разработок на занятиях по обучению грамоте. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 6.С.30-32.

4. Мухина В. С. Таинство детства.: в 2-х т. Т. 2 / В. С. Мухина.- 3-е изд.- Екатеринбург: У- Фактория, 2005.- 448 с.