Положение о сообществе

Члены сообщества поддерживают следующие принципы работы:

Принципы работы специалистов Лекотеки

Междисциплинарный командный подход — совместная работа команды специалистов. Междисциплинарность направлена на преодоление границ между отдельными дисциплинами, увеличение возможных связей, взаимодействий среди членов команды, построение сотрудничества, которое позволяет формировать единый взгляд на ребёнка, его ресурсы и проблемы, планировать программу помощи.

Стимуляция и поддержка игровой деятельности — пространство располагает к игре, вокруг ребёнка создаётся игровое пространство, активирующее его к игровым действиям, распознаётся любое действие ребёнка, служащее основой игры.

Недирективность в игровом взаимодействии с ребёнком — ребёнок является главным действующим лицом игрового процесса, его желания, пристрастия определяют действия специалистов, применяющих недирективную игротерапию.

Уважительное отношение к игре ребёнка и к самому ребёнку — главный этический постулат Лекотеки, раскрывающий самоценность каждого ребёнка независимо от его диагноза, возможностей, степени сформированности врабатываемости, обучаемости, темповых характеристик деятельности.

Адекватность игр и игрушек уровню и особенностям развития ребёнка, помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребёнком; оптимальная организация игровой среды.

Принципы оказания помощи

Гуманизм основан на вере в потенциальные возможности ребёнка, признание человека высшей жизненной ценностью. Все направления коррекционно-педагогической помощи с опорой на этот принцип способствуют максимально безболезненному вхождению развивающегося ребёнка в социальную жизнь (определение резервов, положительных свойств, на которые можно опираться).

Коррекционно-педагогическая помощь ориентирована на социализацию, социальное формирование личности и её саморазвитие в процессе взаимодействия личности и общества. Принцип включает в себя формирование жизненных навыков, которые могут проявиться в достижении умения реализовать определённые функции и действия под влиянием специальных воздействий.

Целостность предполагает единство диагностики и коррекции. На основе диагностики составляется заключение об уровне развития ребёнка, определяются задачи целенаправленного воздействия на него; реализация плана коррекционных мероприятий требует систематического контроля динамических изменений в развитии ребёнка, его поведении, деятельности.

Комплексное воздействие включает взаимодействие специалистов разного профиля, создание единой объединённой системы научно-практических служб — педагогической, психологической, медицинской. Этот принцип обеспечивает принятие в отношении каждого ребёнка объективных решений, основанных на данных диагностики и учитывающих её результаты всеми участниками процесса сопровождения.

Личностная ориентированность — в центре внимания сотрудников находится ребёнок, который является самостоятельной ценной личностью. Ребёнок с нарушениями в развитии воспринимается в первую очередь, как ребёнок с его естественными детскими интересами и потребностями, такими, как потребность общаться, наблюдать, играть, изучать мир и пр. Специалисты вместе с родителями ориентируются на сильные стороны, интересы и индивидуальные нужды каждого конкретного ребёнка и семьи.

Ориентированность на семью. Семья есть первичная поддерживающая система для ребёнка. Родители лучше понимают и знают его, умеют найти интересную игру. Родительские представления, ожидания, нужды и знания относительно их детей являются важными в планировании и реализации услуги. При составлении плана также важно ориентироваться на сильные стороны семьи и её контекст: состав, условия проживания, друзей, обычаи, привычки, культурные или национальные особенности, межличностные взаимодействия.

Конфиденциальность — право ребёнка на интимность и уважение к его личной жизни. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на предоставление им услуг с соблюдением действующего законодательства, политики и этических норм. При подходе к делу вовлечённые специалисты должны проводить границу между открытой и личной информацией, сотрудничать и обмениваться информацией по делу лишь с предварительного согласия пользователя и лишь тогда, когда этого требуют высшие интересы ребёнка.

Методология услуги строится с опорой на гуманистические традиции в психологии и педагогике.