Вопрос-ответ

  1. 01.06.2014 01:53 | Администратор

    Коллеги, где можно найти хорошие материалы по диагностическим инструментариям?

    Сделайте запрос на получение методических материалов по электронной почте tesipova@mail.ru. При оформлении заявки Вам необходимо указать ФИО, должность и место работы.

  2. 19.03.2015 17:09 | Ольга

    Посоветуйте, пожалуйста, какие музыкальные игрушки можно использовать в работе с детьми с нарушением слуха?

    В работе с детьми с нарушением слуха необходимо учитывать остроту слуха каждого ребёнка,  в зависимости от этого Вы можете использовать: маракасы, бубны, дудочки, барабаны, а также различные трещотки, бубенцы, ксилофон, металлофон, колокольчики, треугольники.

  3. 19.03.2015 17:11 | Анна

    Какие игры можно проводить с детьми с глубокими нарушениями зрения, чтобы эти игры способствовали улучшению ориентировке ребёнка в окружающей среде?

    Большое значение в развитии ребёнка с нарушениями зрения играет тактильное восприятие предметов окружающей среды. Для стимуляции тактильно-двигательного, вкусового восприятия  и осязания авторы программы «Детям об органах чувств», цель которой помочь детям осознать свои сенсорные возможности и научить детей активно пользоваться ими, рекомендуют следующие игры:

     

    «Веселые дощечки»

    Дидактическая задача: учит детей различать поверхности с разной шероховатостью, развивать тактильную память, развивать образную память, воображение.

    Материал: 10 дощечек с разной шероховатостью: на картон (оргалит, фанеру) наклеены мех, наждачная бумага, фланель, накапан расплавленный воск со свечи, наклеен шнурок, целые спички, ломаные спички, фольга, бархат, вельвет.

    С обратной стороны дощечки написан ее порядковый номер.

    Ход игры:

    Вариант 1.

    Ребенок с закрытыми глазами ощупывает дощечку, говорит, какая она, что она напоминает.

    Например, 1-ая дощечка. Она пушистая, мягкая, теплая, ее приятно трогать. Она напоминает кошечку, мягкую игрушку, собачку, кролика и т.д.

     

     «Холодно-тепло-горячо»

    Дидактическая задача: учить детей тактильно различать температуру.

    Материал: три одинаковые бутылки (с хорошо закрывающимися пробками) или небольшие одинаковые грелки с водой холодной, теплой и горячей, три миски, полотенце.

    Ход игры: Вариант 1. (Проводится индивидуально). Ребенок сидит на стуле перед столом педагога. На столе стоят две бутылки: с теплой и холодной водой. Педагог просит ребенка закрыть глаза и дает ему в руки одну из бутылок. Потом ставит ее на место, предлагает ребенку открыть глаза, найти ту бутылку, которая только что была у него в руках. Ребенок ощупывает бутылки, находит нужную. Педагог спрашивает, какая тут вода?

    При повторных проведениях игры вводится третья бутылка с горячей водой.

    Вариант 2. (Проводится с небольшой подгруппой детей). На столе у педагога три бутылки с водой разной температуры и три пустые миски. Около стола трое детей. Педагог просит каждого взять в руки по одной бутылке, подержать ее и поставить на место. Затем просит детей закрыть глаза, меняет  бутылки местами, а из одной выливает воду в миску. Дети открывают глаза, пробуют воду в миске рукой и определяют, чья бутылка пустая. Педагог спрашивает детей, как они узнали, из чьей бутылки он вылил воду и помогает детям правильно употребить определения «холодная», «теплая», «горячая».

     

    «Кто тебя коснулся?»

    Дидактическая задача: учить детей тактильно различать температуру.

    Материал: две бутылочки (с хорошо закрывающимися пробками) или две небольшие грелки с холодной и теплой водой, две картинки с изображением снежинки и солнышка.

    Ход игры: Педагог касается ладошки ребенка одной из бутылочек. «Почувствуй, кто тебя коснулся, солнышко или снежинка. Подойди к картинке». Педагог спрашивает детей, как они узнали, что их коснулось солнышко (снежинка). Игра повторяется.

     

     «Платочек для куклы»

    Дидактическая задача: учить детей узнавать и различать предметы на ощупь, опираясь на один признак - фактуру материала.

    Материал: три куклы в разных платочках: одна - в шелковом, другая — в шерстяном, третья — в вязаном (крупная вязка), «чудесный мешочек».

    Ход игры: (проводится небольшими подгруппами по 2-3 ребенка). Педагог показывает детям трех кукол в платочках: на одной - шелковый платок, на другой - тканевый шерстяной, на третьей - вязаный. Куклы здороваются с детьми, радуются, что пришли в гости. Педагог рассматривает с детьми платочки, предлагает детям их потрогать, ощупать. Дети приглашают кукол попоить чай, а платочки складывают в мешочек. Угостившись, куклы собираются уйти и просят детей надеть им свои платочки. Дети на ощупь отыскивают платочки в «чудесном мешочке» и надевают их на своих кукол. Куклы прощаются и уходят.

     

     «Тепловые таблички»

    Дидактическая задача: развивать тепловое ощущение.

    Материал: пары табличек, выполненные из дерева, мрамора, войлока, пробки, стали, стекла.

    Ход упражнения: Педагог говорит: «Сегодня я покажу тебе, как мы работаем с тепловыми табличками». Раскладывает таблички на столе полукругом. Нижней частью ладони, пальцы согнуты и немного подняты, трогает две первые таблички. «Теперь ты потрогай». Ребенок повторяет. Таблички одинаковой температуры выкладывает парами перед собой. Для ребенка с проблемами в развитии количество табличек может быть уменьшено.

    Контроль ошибок: визуальный, одновременное восприятие табличек двумя руками.

    Усложнение: выполнение упражнения с завязанными глазами.

     

    Восприятие вкуса

    « Угадай на вкус»

    Дидактическая задача: учить детей угадывать пищу на вкус (не глядя на нее)

    Материал: Кусочки разной пищи (от 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов), ложечки (по количеству детей)

    Ход игры: Педагог предлагает ребенку определить на вкус разные продукты. Для этого он кладет ребенку в рот по очереди маленькие кусочки разной пищи. Целесообразно побеседовать с детьми о том, по каким особенностям они различали вкус пищи.

     

    «Какое яблоко слаще?»

    Дидактическая задача: учить детей различать вкус продуктов. Дать знания том, что вкусовые ощущения зависят от последовательности приема пищи разного вкуса.

    Материал: яблоко, аскорбиновая кислота (лимон).

    Ход: Педагог предлагает детям узнать на вкус, чем он угостит их. Дает детям попробовать небольшой кусочек яблока, затем лимон (можно аскорбиновую кислоту - витаминку), затем снова яблоко. Дети отгадывают. Педагог спрашивает: «Какое яблоко было слаще? Первое или второе?»

    Детям кажется, что второе яблоко было слаще. Педагог сообщает детям, что он угощал их одним и тем же яблоком. Почему же им показалось, что второе яблоко слаще? Помогает сделать вывод о том, что вкус зависит от последовательности приема пищи разного вкуса. Если после кислого съесть что-нибудь сладкое, то оно покажется слаще, чем обычно.

     

    Восприятие запаха

    «Узнай по запаху»

    Дидактическая задача: учить детей различать запахи, развивать обоняние.

    Материал: коробочки с различным наполнением, например: шоколад, апельсиновые корки, горелая спичка, зубная паста, мыло и т.д.

    Ход: Педагог предлагает ребенку закрыть глаза и, понюхав, определить, что лежит в коробочке. Можно предложить ребенку нарисовать предмет, который имеет такой запах.

     

    «Подбери пару»

    Дидактическая задача: учить детей различать запахи, развивать обоняние.

    Материал: 8 баночек с различным наполнением, например: 2 баночки с мятой, 2 баночки с чаем, 2 баночки с гвоздикой, 2 баночки с ванилью. На дно баночек приклеены метки. У баночек с одинаковым наполнением - метки одинаковые. В крышках баночек необходимо сделать 5-6 дырок. В качестве баночек можно использовать емкости для специй.

    Ход: Баночки находятся в 2-х контейнерах слева и справа от ребенка. Педагог предлагает ребенку подобрать каждой баночке пару и показывает способ выполнения задания: берет баночку из контейнера слева, нюхает ее, ставит перед собой, по очереди нюхает баночки из контейнера справа, подбирает с таким же запахом и ставит рядом с баночкой из контейнера слева. Затем педагог предлагает ребенку самому продолжить подбирать пары. Выполнив задание, ребенок может себя проверит, сравнив метки на дне баночек. В дальнейшем ребенок может играть в эту игру без участия взрослого.

  4. 19.03.2015 17:12 | инна

    У меня вызывает трудности работа в развитии эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья! Подскажите, в каком направлении можно осуществлять работу?

    Рекомендуем отрабатывать основные эмоциональные состояния, такие как, радость, страх, боль по следующей схеме:

    - восприятие схемы лица на себе;

    - восприятие схемы лица на другом человеке;

    - восприятие схемы лица на живом объекте;

    - воспроизведение мимики (радость, страх, боль);

    - этюды, игровые ситуации (радость, страх, боль) на развитие выразительности мимики.

  5. 19.03.2015 17:15 | Администратор

    Можно ли с детьми с ОВЗ в процессе игрового взаимодействия использовать материал Монтессори?

    Монтессори-материалы способствуют не только развитию основных психических функций ребёнка с особыми образовательными потребностями, но и обучают ребёнка определенным видам игровой деятельности, воспитывают умение владеть собой и формируют положительное отношения к окружающему миру. В процессе игры с Монтессори-материалами ребенок научается действовать самостоятельно шаг за шагом. Манипулируя предметами, ребенок узнает свое тело, строит схему своего тела, совершенствует координацию глаз, рук и ног, это способствует появлению все более точных и гармоничных движений. Движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития.

  6. 19.03.2015 17:16 | Администратор

    Здравствуйте, подскажите, при помощи каких игр можно развить интерес к продуктивным видам деятельности, например, к лепке,  у ребёнка раннего возраста с задержкой психического развития?

    Для формирования интереса к лепке можно использовать подобные игры:

    Игра "Крошки для курочки"

    Цель: формировать способ действия - отщипывание.

    Оборудование: заводная курочка, тесто или мягкий пластилин.

    Ход игры: взрослый показывает яркую коробку, трясёт её, спрашивает: "Кто там?", открывает сам или просит ребёнка открыть коробку, достаёт из нее курочку, любуется ею, затем предлагает покормить курочку крошками, показывает, как нужно отщипывать от теста кусочки. Если ребёнку трудно действовать самостоятельно, взрослый действует его руками. Затем заводит курочку и подносит ее к "крошкам". Курочка "клюёт", взрослый радуется: "Курочка крошки клюёт!", хвалит ребёнка.

     

    Игра "Баранки для матрешки"

    Цель: формировать способ действия: раскатывать тесто прямыми движениями между ладонями.

    Оборудование: баранки, пластилин или тесто, игрушки - матрешки.

    Ход игры: взрослый достает матрешек, предлагает ребенку угостить их баранками. Показывает, как нужно раскатывать "колбаски" из теста (пластилина), удерживая кусок теста между ладонями, затем делать баранки, соединяя концы колбаски. Взрослый побуждает ребенка действовать самостоятельно. В конце игры матрешек угощают сделанными баранками. Умение раскатывать теста закрепляется на дощечке. При раскатывании теста ребенок действует сначала одной, а затем обеими руками.

     

    Игра "Булочки"

    Цель: формировать способ действия: раскатывать тесто круговыми движениями между ладонями.

    Оборудование: тесто, красивая кукла, круглая булочка (образец).

    Ход игры: взрослый демонстрирует булочку - образец, предлагает детям слепить такие же булочки для куклы. Показывает последовательность действий: отрывает от большого куска теста маленькие кусочки, помещает их между ладонями и круговыми движениями скатывает из них шарики. Затем раздает детям тесто и предлагает им так же скатывать шарики - булочки. Дети кормят кукол булочками.

     

    Обращаю Ваше внимание к следующему источнику - Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - М.: Полиграф сервис, 2002. - 128 с.

  7. 19.03.2015 17:17 | Администратор

    Какие упражнения можно выполнять с ребёнком для уменьшения слюноотделения?

    Работа по преодолению слюнотечения может начинаться с того, что ребёнка необходимо научить хорошо жевать. Во время еды напоминать ребёнку, чтобы почаще проглатывали пищу (на этом этапе к работе обязательно подключить воспитателей  ДДУ и родителей). Затем нужно учить детей подсасывать слюну и сглатывать её одним глотком. Перед выполнением любого упражнения ребёнку следует сначала проглотить слюну. Неплохой успех достигается при помощи упражнения: вращать языком в преддверии рта, затем сглотнуть слюну. Если работать по общей схеме, то гиперсаливация в течение месяца значительно уменьшится.

     

    Рекомендую комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей «Логопедический массаж» - методическое пособие для педагогов ДОУ под редакцией И.В. Бласькиной.